«Человек не господин сущего. Человек пастух бытия»
Мартин Хайдеггер
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-00753
«Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли»
Главная / Dasein

Dasein

Дазайн — сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии. Дазайн — «сущее в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии». Согласно А. В. Ахутину, выражение «дело идет…» («es geht um») означает, что Дазайн не просто есть, но «отнесено к своему бытию (…), не просто находится в бытии, но обходится с ним».

Дазайн — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще. Дазайн бытийствует как экзистенция.

Через выявление экзистенциальной структуры дазайн человек может обрести смысл бытия. Эти структуры называются экзистенциалами. Как способ существования человека, экзистенциалы предшествуют категориям и понятиям. Такое предшествование лежит в основе феномена понимания и является его пред-структурой.

Понимая, человек мыслит. Мысль даёт слово бытию. Мысль реализуется в языке. Язык удерживает открытым «просвет бытия».

В своей статье «Временность дазайн и время бытия» Херрманн даёт следующее указание:
« Решающим для понимания фундаментально-онтологического начинания в «Бытии и времени» является разница, царящая между раскрытостью бытия-вообще и способом, каким Дазайн раскрыто для себя самого в качестве трёхчленной заботы, в исполнении которой открыта раскрытость бытия-вообще. »

Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: дазайн объективно существует, — это существо, «вовлечённое в мир».