«Человек не господин сущего. Человек пастух бытия»
Мартин Хайдеггер
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-00753
«Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли»
Главная / Бахтин и Хайдеггер в диахронно-антропологическом измерении мышления

Бахтин и Хайдеггер в диахронно-антропологическом измерении мышления

Окорков В.Б. Бахтин и Хайдеггер в диахронно-антропологическом измерении мышления. Гуманитарий: актуальные проблемы наук и образования. 2016. №1 (33). С. 31-37.

Анализируется хронотопическая теория М. Бахтина и экзистенциальная теория М. Хайдег-
гера в диахронно-антропологическом измерении мышления. Применяя обобщающий подход, за-
имствующий основные черты структуралистской, постструктуралистской, антропологической,
феноменологической и экзистенциальной методологий, сделана попытка проанализировать
сущность хронотопа с учетом его антропологической схожести с хайдеггеровским термином
Dasein. Такой подход является продолжением общей линии исследования антропологии време-
ни и связан с разработкой в ряде предшествующих наших статей гипотезы, в которой сделана
попытка объяснить маргинальные и экстремальные особенности человеческого сознания и пси-
хики (осмыслить сущность измененных состояний сознания, Dasein, поэтического мышления,
феномены Мессинга и Ванги, теории Вейника и Козырева и т. д.). По сути, теорию хронотопа
можно рассматривать и как модифицированную версию феноменологии духа Гегеля, в которой
каждое движение духа сопровождается очередным продвижением (шагом) по лестнице само-
познания, или пошаговым движением в некотором «логико-идеально-природном» топосе са-
моосмысления (или эволюции) духа, когда в целом сложно понять контуры или сущность этого
топоса. То ли это пространство абсолютного сознания, то ли материя, размеченная логосом.
Те же трудности возникают при онтологической, экзиcтенциальной или антропологической ин-
терпретации хронотопа. Задача данной статьи по возможности объяснить хотя бы некоторые
проблемы эволюции хронотопа в условном пространстве литературы, а точнее, переместить
хронотоп в зону бытия человеческого сознания, в котором осуществляется и разработка романа
(автором), и его прочтение (читателем), и столкновение сюжетных, точнее, пространственно-
временных линий героев и т. д. Вследствие такой расширенной трактовки хронотопа можно
пересмотреть (переописать) некоторые свойства реального сознания человека, т. е. осуществить
его реконструкцию с целью понимания вовсе не стандартных (этим занималась феноменоло-
гия) и не экзистенциальных (область экзистенциальной философии), а маргинальных свойств
человеческого сознания. Такие предельные свойства сознания можно рассматривать в рамках
мифологики или психологики сознания (о чем писалось в некоторых более ранних статьях).

Скачать