«Человек не господин сущего. Человек пастух бытия»
Мартин Хайдеггер
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-00753
«Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли»
Главная / Манифестации времени позднего Шелера (в соприкосновении с ранним Хайдеггером)

Манифестации времени позднего Шелера (в соприкосновении с ранним Хайдеггером)

Философская антропология Макса Шелера: уроки. Критика, перспективы. Отв.ред. Дорофеев Д.Ю.. СПБ.:Алетейя, 2011. С.192-229).

Деление философии какого-либо мыслителя на раннюю и позднюю, честно говоря, представляется довольно условным и схематичным, предназначенным вносить в становление живой мысли ту четкую определенность рубрикации, которой она лишена. Непрерывность и неделимость длительности следования по своему пути только искусственным и всегда несколько насильственным вмешательством извне и post factum может быть охарактеризована посредством выделения в ней тех или иных рубиконов. С другой стороны, очевидно, что на творческом пути ряда мыслителей могут случаться принципиальные взрывы и повороты, приводящие к изменению траектории их развития; в этом случае, если исходить не из всей непрерывной длительности всего движения пути, а из особо характерных результатов на его конечных отрезках, доступных внешнему наблюдателю, то, наверное, нельзя будет не признать бьющий в глаза контраст, позволяющий говорить о радикально отличных по своим принципам этапах. Так, например, в 20 веке можно назвать двух мыслителей, в обращении к которым постоянно используется классификация «ранний\поздний» – это Мартин Хайдеггер и Людвиг Витгенштейн. Действительно, «Бытие и время» и «Письмо о гуманизме», с одной стороны, и, с другой стороны, «Логико-философский трактат» и «Философские исследования» способны произвести впечатление произведений, разительно отличающихся по своим основополагающим установкам.
Скачать