«Человек не господин сущего. Человек пастух бытия»
Мартин Хайдеггер
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-00753
«Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли»
Главная / Экзистенциальный психоанализ

Экзистенциальный психоанализ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ – направление в психотерапии и в философии, возникшее в результате истолкования метапсихологии З.Фрейда в духе экзистенциализма. Сам термин принадлежит Ж.-П.Сартру, который в «Бытии и ничто» заменяет фрейдовское либидо на «первоначальный выбор» в качестве фундамента интерпретации человеческого существования. Концепция, предложенная Сартром, оказала влияние на психиатров (в т.ч. на британскую версию «антипсихиатрии» Р.Д.Лэйнга и Д.Купера в 1960-е гг.), однако значительно большее распространение получили теории, возникшие под прямым воздействием «Бытия и времени» М.Хайдеггера, прежде всего учения Л.Бинсвангера и М.Босса – т.н. Daseinsanalyse (от Daseinsanalytik Хайдеггера). В то же время такой известный представитель немецкого экзистенциализма, как К.Ясперс, специалист в области психопатологии, сыгравший видную роль в становлении экзистенциально-феноменологической психиатрии, был противником характерного для «экзистенциального психоанализа» негативного отношения к традиционным методам клинической психиатрии. В 1960–70-е гг. получают широкую известность такие психотерапевты, ориентирующиеся на экзистенцальную философию, как В.Франкль, Р.Д.Лэйнг, Р.Мэй и др. Общей чертой их концепций является резкая критика клинической психиатрии, ортодоксального фрейдизма, любых каузальных объяснений в психологии. «Экзистенциальный психоанализ» – вариант «понимающей психологии», использующей методы экзистенциальной феноменологии и герменевтики в теории и практике психотерапии. Человеческое существование рассматривается как целостное единство временных модусов трансцендирования, как единство трех «миров» – окружающего мира, мира взаимодействия с другими людьми и собственного мира переживаний (Umwelt, Mitwelt, Eigenwelt). В психотерапевтической деятельности особое внимание уделяется онтологическим состояниям тревоги, страха, вины.

А.М.Руткевич