«Человек не господин сущего. Человек пастух бытия»
Мартин Хайдеггер
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-00753
«Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли»
Главная / Л.Н. Толстой, М. Хайдеггер, А.М. Гилязов о сущностном «Я» человека

Л.Н. Толстой, М. Хайдеггер, А.М. Гилязов о сущностном «Я» человека

Саяпова А.М. Л.Н. Толстой, М. Хайдеггер, А. Гилязов о сущностном «я» человека // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 55–65.

В статье рассматриваются тексты, на первый взгляд весьма далёкие друг от друга: роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1873–1877), философские статьи М. Хайдеггера, в частности «Творческий ландшафт: Почему мы остаёмся в провинции?» (“Schöpferische Landschaft: Warum bleiben wir in der Provinz?”, 1933–1934) и «Просёлок» (“Der Feldweg”, 1949), роман-воспоминание А.М. Гилязова «Давайте помолимся» («Йәгез, бер дога!», 1989–1993). Однако более пристальное изучение выявило герменевтически осмысленные переклички между ними, которые могут стать значимыми при определении универсальных, онтологических понятий о homo sapiens. Речь идёт об установлении сущностного человеческого «я», осуществлённом разными авторами: русским писателем-классиком XIX в., одним из крупнейших немецких философов и татарским народным писателем XX в. Обнаружение резонанса в отношении обозначенной характеристики в произведениях трёх названных авторов свидетельствует о том, что сущностное содержание «я» как универсальная составляющая личности – основной критерий в оценке человека, его мыслей и поступков. Именно это должно привлекать переводчика, ставиться во главу угла его взгляда, поскольку сущностное в человеке, будучи природным его содержанием, объединяет автора произведения с переводчиком.

Скачать